Благовония в иудаизме

Благовония в иудаизме

Как и в других цивилизациях Древнего Востока, у представителей иудаизма также при обрядах было принято использование благовоний. Считается, что использование благовоний пришло в Израиль под влиянием Египетской и Вавилонской культуры. Исторические артефакты свидетельствуют, что уже в 1000 году до нашей эры. Представители еврейской религии использовали ладан при проведении молитв. Об этом говорят и результаты раскопок. Так, некоторые прообразы кадила, которые были найдены в пределах израильского Ханаан датируются периодами между первым и вторым тысячелетием до нашей эры. Позже, применение благовоний в иудаизме подпало под влияние языческих культур и свелось к использованию ладана для окуривания при освещении убийства животных для получения мяса. Ладан считался священным и его использование для любых других целей, кроме как для проведения религиозных обрядов строго пресекалось и наказывалось. Исключением было применение благовоний при подношении пищи: «... пусть не льёт на неё елея, и ливана пусть не кладёт на неё, ибо это жертва за грех (Лев 5:11)». Стоимость ладана в регионах, где был развит иудаизм была высокой, так как единственным регионом его культивации был Ливан, который покрывал лишь часть потребностей в этом благовонии. Большую часть ладана приходилось импортировать из Аравии и легендарного Сабейского царства, вотчины царицы Савской. Помимо ладана, в иудаизме также, но в меньшей мере, использовалась Мирра.

Всю важность ладана передаёт и его название на иврите. Само слово Руах (רוּחַ) может быть трактовано как ветер, дух, запах Бога, аромат стихий.

Ной и всемирный потом

При обследовании Палестины евреями на древних массивных алтарях были обнаружены остатки частиц смол ладана. Считается что именно аромат смолы ладана благоухал при чудесном спасении Ноя от всемирного потопа. Об этом свидетельствует и Ветхий завет. В Книге Бытия 8:21 говорится о том, что Господь обонял место спасения Ноя благоуханиями и сказал, что более не будет проклинать человечество и поражать его. Именно поэтому запах ладана воспринимается многими как запах благодати.

Мозаика ароматов

В знак чудесного освобождения Моисея из египетского плена, ему было велено возвести алтарь и приготовить специальную благовонную смесь. А именно Книга Исход 30:34-38 рассказывает о том, что Господь велел Моисею взять благовония чистый ливан, оних, халван и статки и сделать из них смесь для окуривания. Далее, этой смесью окурить скинию находясь перед ковчегом откровения. При этом он предостерёг от окуривания этой смеси другим способом и не священниками в качестве кары назначил изгнание из народа.

Окуривать скинию (молитвенные палатки евреев) этой смесью можно было лишь дважды в день — утром и вечером. Проводить обряд окуривания могли только священники, так как этот запах ассоциировался с дыханием бога, и использование этих благовоний любым других способом считалось кощунством.

До сих пор специалисты спорят о составляющих этой божественной смеси. Так в древних записях есть спорные моменты касательно Мирры. По мнению Плиния, мирру следует добавлять не измельчённой. В то же время Диоскрид пишет, что следует настаивать мирру на воде и добавлять её отдушку.

Значение библейского ладана

В учении Каббалы принято ассоциировать четыре ингредиента смеси ладана с четырьмя божественными силами — водой, землёй, огнём и воздухом. В христианстве они являются символами форм священной молитвы (благодарение, похвалу, заступничество, прошение) или обязательные для проведения молитвы духовные состояния (надежда, вера в бога, смирение, любовь к нему).

По Библии, к обряду окуривания перед ковчегом были допущены только Аарон со своими сыновьями. Книга Исход 30:6-9 описывает их первый обряд очищения. Так, Господь велит создать жертвенный алтарь и дважды в день окуривать на нём ладан. При этом, раз в год приносить жертву, но не окуривать других благовоний кроме ладана. В том числе и после этого события пошла традиция сжигать ладан в честь Господа. И лишь священники имел право бросать смесь ладана на угли в кадило.

Помимо использования ладана, как обязательного элемента проведения обрядов, в Библии иногда встречаются упоминания и о его медицинском применении. Так, имеется свидетельство о сожжении священниками веток кедровых деревьев, червлёной шерстяной нити и иссопа, для излечения прокаженного и очистки осквернённого дома.

Алтарь курения в Иерусалимском храме

Одним из центральных элементов первого храма в Иерусалиме на протяжении всего времени его существования считался жертвенный алтарь из ладана. Стоял он недалеко от центрального входа и запах ладана был слышен далеко на подходах к храму. Такой алтарь был восстановлен во втором Иерусалимском храме, в 408 году после Вавилонского плена (Согласно канонам алтарь должен располагаться прямо в святилище). Первосвященник должен был ежедневно утром на рассвете и на закате зажигать ладан в качестве благовония, а также освящать Левоном (другое название ладана у евреев) каждую субботу.

Популярность еврейских благовоний во времена царя Соломона

Во времена правления царя всех евреев Соломона Израиль стал одной из самых могущественных стран. Успешная торговля по всему миру сделала Израиль богатой и могущественной державой. Материальные излишки привели к появлению элементов роскоши. Предметами богатства являлись и благовония. Так, царица Савская, в качестве подношения для царя Соломона, привезла бальзамы и ладан. Соломон высоко оценил этот жест, учитывая стоимость и ценность этих благовоний на то время. Еврейский историк Йосиф свидетельствует, что царь Соломон потратил 20000 в монетах золота и серебра на покупку ладана для использования в храме. Также, из самого храма Иерусалима в его личную скинию, ежедневно доставляли дым недавно сожжённого ладана в специальных сосудах.

В храмах Иерусалима при правлении царя Соломона немного изменился состав смеси ладана. Причиной отхода от канонов классического состава смеси Моисея, стало появление в результате процветания торговли между отдалёнными странами достаточно большого количества новых, более качественных, сортов компонентов ладана.

Ларчик благовоний и обряд Хавдалы

Во время проведения обряда Хавдалы по комнате передаётся ларчик, наполненный благовонными специями. Каждый участник церемонии вдыхает запахи и ароматы пряных специй и вспоминает о сладости отдыха в Шаббат и прощаясь с ним на неделю. Ларчик символизирует алтарь, который находился в древние времена в храме Иерусалима. Вдыхая эти травы, участники обряда Хавдалы, тем самым вспоминают что молитвы к богу также приятны, как и сладкий аромат благовоний. При этом они произносят: «Барух а-та адо-най эло-хейну мелех хао-лам б-рей ми-ней весамим». Что в примерном переводе значит: «Благословен будь Господь Бог, Владыка ты вселенной, создавший всякие разновидности благовоний».

Ладан — является священным благовонием в иудаизме. Несмотря на раннее развитие торговли и доступность других благовоний, такого сакрального значения, как ладан, не достигла ни одна другая смесь.